Студент третьего курса Мария Богданова, призёр в соревнованиях по скалолазанию среди образовательных организаций высшего образования в рамках Санкт-Петербургской студенческой спортивной лиги, рассказала о начале её пути к вершинам, качествах, которые развивает скалолазание, предпосылках успеха в этом виде спорта.
– Мария, сколько лет ты занимаешься скалолазанием?
– Больше четырёх лет. До этого 10 лет посвятила спортивной гимнастике, но из-за полученных травм мне стало не хватать перспектив. Мама предложила попробовать свои силы в другом направлении. Первый месяц на скалодроме я была скептиком. Ходила, только чтобы доказать – кроме гимнастики, мне ничего не подойдёт. «Испытательный срок» закончился, а с ним и мои предубеждения. Меня затянуло скалолазание (смеётся). Теперь я уже не представляю свою жизнь без этого вида спорта.
– Что тебе в нём нравится?
– Соревновательная, но в то же время дружеская атмосфера. Меня окружают добрые, жизнерадостные, заботливые друзья-скалолазы. Да и просто приятно общаться со всеми людьми, которые связаны со скалолазанием. Мы на одной волне.
– Какие трассы бывают в скалолазании?
– Разные, и меня это привлекает: силовые на потолках и карнизах, равновесные по маленьким зацепам при положительном наклоне стены, динамические с координационными прыжками… Есть небольшие трассы без страховки, состоящие из короткой серии перехватов предельной сложности, а есть трассы в высоту со страховкой, требующие хорошей мышечной выносливости. Для каждого найдётся трасса по душе (улыбается).
– А что нравится тебе?
– Я люблю силовые трассы по потолкам и карнизам, где нужно задействовать мышцы рук и спины. Мне нравятся пассивные зацепы, например, в виде шаров, для удержания которых требуется прокачанная кисть. Обожаю трассы с щипками. Это такие зацепы, для удержания которых нужно задействовать большой палец. Например, кирпич люди берут щипковым хватом.
– Как быть со сложными трассами?
– Да, бывают такие трассы, на которых сначала половина перехватов не получается, а те, что выходят, вызывают такое напряжение, после которого невозможно лезть дальше. Изо дня в день ты возвращаешься к этой трассе, думаешь, как бы её пройти. И однажды движения становятся досягаемыми. Ты собираешь трассу «по кусочкам», сначала соединяешь первые два движения, затем середину трассы, последние два движения, потом «склеиваешь» середину и начало, а после и всю трассу с концовкой. В итоге собираешь весь путь, как пазл.
О пользе скалолазания, тренировках и достижении успеха.
– Мария, чем полезно скалолазание?
– Оно задействует почти все группы мышц, от крупных до самых мелких, укрепляет связки и сухожилия, учит лучше чувствовать своё тело. Развивает силу воли, смелость, решительность, упорство и целеустремлённость.
– Можно ли сказать, что этот вид спорта улучшает и умственные способности?
– Конечно, ведь чтобы преодолеть трассу, сначала нужно на полу продумать последовательность движений. Скалолаз должен «визуализировать» себя на трассе: представить, как он будет совершать те или иные движения, делать тяжёлые перехваты. Нужно понимать, куда ставить ногу, чтобы лучше прижать тело к стене и потратить меньше сил на пролаз. Знания геометрии и законов физики точно пригодятся (смеётся).
– Как часто ты тренируешься?
– 5 дней в неделю по 4-5 часов. Тренировки включают разминку, лазание в пределах трёх часов, тренировку пальцев, общую физическую подготовку, заминку и растяжку (как мышц, так и связок).
– От чего зависит успешность тренировки?
– Тренировки в скалолазании, как и в любом другом виде спорта, строятся на самочувствии спортсмена. Если у меня нет настроения лазать или плохое состояние, то тренировка будет непродуктивной, к тому же, увеличится риск травматизма. Лучше заменить одно занятие активным отдыхом (йогой, растяжкой, танцами), чем получить травму и выбыть из спорта на длительный период.
– Твой совет начинающим скалолазам. Как достичь успеха в этом виде спорта?
– Скалолазание нужно прочувствовать. Даже если не понравилась первая тренировка, что-то не получилось, не надо опускать руки. Нужно прийти на второе занятие и попробовать снова. Не стоит зацикливаться на силовой и специальной подготовке, своих слабых сторонах. В скалолазании нужно получать удовольствие от самого процесса: перемещения по вертикальной поверхности, качественно выполненных движений и перехватов.
– Звучит сложно, но захватывающе.
– Оно того стоит! Вы бы знали, какие невероятные эмоции получают скалолазы от преодоления тяжёлых трасс! Как радуются, что спортивные навыки стали лучше! Классно сегодня легко делать то, что вчера совсем не получалось. Но при этом не нужно превращать тренировку в борьбу и победу любой ценой. Пусть занятия приносят радость. Ведь со временем пройденные маршруты будут в прошлом, а приятные эмоции от их преодоления останутся навсегда.
Об адаптивном скалолазании
– Подходит ли скалолазание людям с ограниченными возможностями здоровья?
– Адаптивное скалолазание доступно для занятий инвалидам различных нозологических групп: с нарушением зрения или слуха, расстройствами аутистического спектра, ментальными нарушениями, детским церебральным параличом. Людям разного возраста и с разным уровнем физической подготовки.
– Чем этот вид спорта полезен для людей с ОВЗ?
– Занятия по скалолазанию развивают координацию, технику и пластику движений, силу и общую выносливость. У спортсменов повышается концентрация, они становятся внимательнее, смелее в принятии решений, улучшается качество и динамика ходьбы, осанка.
– Мария, вы участвовали в тренировке детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Как проходили занятия? Есть ли общие тенденции их проведения?
– При построении урока по скалолазанию для таких деток важно помнить, что они не могут долго сосредотачиваться на одном объекте, быстро отвлекаются. При возникновении трудностей либо уклоняются, либо переключаются на что-то другое, новое вызывает у них стресс. Поэтому большинство упражнений мы разбиваем по фазам. Начинаем с простого, например, круговых движений кистью. Тренер кладёт свои руки на руки ребёнка и вместе с ним делает необходимые движения, чтобы подопечный запомнил механизм. Если это не получается, то мы начинаем просто двигать руками: вверх-вниз, вправо-влево. Постепенно ребёнок осваивает круговые движения.
– В любом виде спорта важна личность тренера, который может увлечь, повести за собой, поддержать в трудную минуту. Это особенно важно для детей с РАС. Что тренеру нужно знать о взаимодействии с ними?
– Таких ребят нужно уметь слушать. Для успеха тренировки важно демонстрировать заинтересованность в личности ребёнка. Вместе с тем необходимо, чтобы подопечные соблюдали дисциплину, и в этом тоже состоит задача тренера. Важно найти баланс между требовательным наставником и другом.
– Есть ли какие-то особенности взаимодействия с родителями детей?
– Наши тренировки длятся по 60 минут, из них 35 занимает разминка, общефизическая подготовка и специальная физическая подготовка. Иногда родители спрашивают, почему скалолазанию уделяется только 25 минут. Тренеру в этом случае важно подчеркнуть значимость физической подготовки – базы всех видов спорта, необходимого фундамента для максимально успешной тренировки. Поэтому мы не сразу лезем на скалодром, а сначала разминаемся, прыгаем на скакалке, делаем кувырки, отжимаемся, приседаем и так далее. Это хорошая физическая и психологическая подготовка перед пролазом.
– Физическая подготовка – это необходимый и важный элемент тренировки, но никто не застрахован от первоначальных неудач. Как поддержать в ребёнке спортивный азарт и боевой дух?
– Да, часто детям страшно лезть по стене, особенно там, где высоко. Для своих подопечных я придумала такую систему поощрения: за верхнюю зацепку я кладу наклейку с собакой и говорю, что собачка боится высоты, надо её спасти. И вдруг у ребёнка, который и двух перехватов не мог сделать, появляется прыть, и он лезет спасать собачку (улыбается).
Во время тренировки нужно хвалить детей, отмечать любые незначительные успехи, чтобы у них не угасало стремление двигаться дальше, достигать новых высот. Важны внимание и отдача тренера. На тренировках я стараюсь всегда быть в бодром расположении духа, нести позитивный посыл, подбадриваю детей.
– Как развивается адаптивное скалолазание в Петербурге?
– В нашем городе больше 11 скалодромов, но только в одном можно заниматься этим видом спорта, и только у одного тренера – Ольги (фамилия). Это непростая работа: дети с ОВЗ требуют больше эмоциональной энергии и физических сил, но, в то же время, это очень важная и нужная деятельность. Прежде чем ввести ребёнка в группу, Ольга индивидуально занимается с ним: приучает к дисциплине, обучает элементарным навыкам. После этих занятий дети готовы идти дальше, они умеют слушать и слышать тренера, а это важно для успеха обучения.
– Первоначальная подготовка не менее важна и для тренера?
– Да, за это время тренер привыкает к детям, понимает, как их можно заинтересовать скалолазанием, таким сложным в первое время. С покорением новой вершины ребятам всё больше нравится скалолазание. И они начинают лезть всё выше и выше.
– Мария, сколько лет ты занимаешься скалолазанием?
– Больше четырёх лет. До этого 10 лет посвятила спортивной гимнастике, но из-за полученных травм мне стало не хватать перспектив. Мама предложила попробовать свои силы в другом направлении. Первый месяц на скалодроме я была скептиком. Ходила, только чтобы доказать – кроме гимнастики, мне ничего не подойдёт. «Испытательный срок» закончился, а с ним и мои предубеждения. Меня затянуло скалолазание (смеётся). Теперь я уже не представляю свою жизнь без этого вида спорта.
– Что тебе в нём нравится?
– Соревновательная, но в то же время дружеская атмосфера. Меня окружают добрые, жизнерадостные, заботливые друзья-скалолазы. Да и просто приятно общаться со всеми людьми, которые связаны со скалолазанием. Мы на одной волне.
– Какие трассы бывают в скалолазании?
– Разные, и меня это привлекает: силовые на потолках и карнизах, равновесные по маленьким зацепам при положительном наклоне стены, динамические с координационными прыжками… Есть небольшие трассы без страховки, состоящие из короткой серии перехватов предельной сложности, а есть трассы в высоту со страховкой, требующие хорошей мышечной выносливости. Для каждого найдётся трасса по душе (улыбается).
– А что нравится тебе?
– Я люблю силовые трассы по потолкам и карнизам, где нужно задействовать мышцы рук и спины. Мне нравятся пассивные зацепы, например, в виде шаров, для удержания которых требуется прокачанная кисть. Обожаю трассы с щипками. Это такие зацепы, для удержания которых нужно задействовать большой палец. Например, кирпич люди берут щипковым хватом.
– Как быть со сложными трассами?
– Да, бывают такие трассы, на которых сначала половина перехватов не получается, а те, что выходят, вызывают такое напряжение, после которого невозможно лезть дальше. Изо дня в день ты возвращаешься к этой трассе, думаешь, как бы её пройти. И однажды движения становятся досягаемыми. Ты собираешь трассу «по кусочкам», сначала соединяешь первые два движения, затем середину трассы, последние два движения, потом «склеиваешь» середину и начало, а после и всю трассу с концовкой. В итоге собираешь весь путь, как пазл.
О пользе скалолазания, тренировках и достижении успеха.
– Мария, чем полезно скалолазание?
– Оно задействует почти все группы мышц, от крупных до самых мелких, укрепляет связки и сухожилия, учит лучше чувствовать своё тело. Развивает силу воли, смелость, решительность, упорство и целеустремлённость.
– Можно ли сказать, что этот вид спорта улучшает и умственные способности?
– Конечно, ведь чтобы преодолеть трассу, сначала нужно на полу продумать последовательность движений. Скалолаз должен «визуализировать» себя на трассе: представить, как он будет совершать те или иные движения, делать тяжёлые перехваты. Нужно понимать, куда ставить ногу, чтобы лучше прижать тело к стене и потратить меньше сил на пролаз. Знания геометрии и законов физики точно пригодятся (смеётся).
– Как часто ты тренируешься?
– 5 дней в неделю по 4-5 часов. Тренировки включают разминку, лазание в пределах трёх часов, тренировку пальцев, общую физическую подготовку, заминку и растяжку (как мышц, так и связок).
– От чего зависит успешность тренировки?
– Тренировки в скалолазании, как и в любом другом виде спорта, строятся на самочувствии спортсмена. Если у меня нет настроения лазать или плохое состояние, то тренировка будет непродуктивной, к тому же, увеличится риск травматизма. Лучше заменить одно занятие активным отдыхом (йогой, растяжкой, танцами), чем получить травму и выбыть из спорта на длительный период.
– Твой совет начинающим скалолазам. Как достичь успеха в этом виде спорта?
– Скалолазание нужно прочувствовать. Даже если не понравилась первая тренировка, что-то не получилось, не надо опускать руки. Нужно прийти на второе занятие и попробовать снова. Не стоит зацикливаться на силовой и специальной подготовке, своих слабых сторонах. В скалолазании нужно получать удовольствие от самого процесса: перемещения по вертикальной поверхности, качественно выполненных движений и перехватов.
– Звучит сложно, но захватывающе.
– Оно того стоит! Вы бы знали, какие невероятные эмоции получают скалолазы от преодоления тяжёлых трасс! Как радуются, что спортивные навыки стали лучше! Классно сегодня легко делать то, что вчера совсем не получалось. Но при этом не нужно превращать тренировку в борьбу и победу любой ценой. Пусть занятия приносят радость. Ведь со временем пройденные маршруты будут в прошлом, а приятные эмоции от их преодоления останутся навсегда.
Об адаптивном скалолазании
– Подходит ли скалолазание людям с ограниченными возможностями здоровья?
– Адаптивное скалолазание доступно для занятий инвалидам различных нозологических групп: с нарушением зрения или слуха, расстройствами аутистического спектра, ментальными нарушениями, детским церебральным параличом. Людям разного возраста и с разным уровнем физической подготовки.
– Чем этот вид спорта полезен для людей с ОВЗ?
– Занятия по скалолазанию развивают координацию, технику и пластику движений, силу и общую выносливость. У спортсменов повышается концентрация, они становятся внимательнее, смелее в принятии решений, улучшается качество и динамика ходьбы, осанка.
– Мария, вы участвовали в тренировке детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Как проходили занятия? Есть ли общие тенденции их проведения?
– При построении урока по скалолазанию для таких деток важно помнить, что они не могут долго сосредотачиваться на одном объекте, быстро отвлекаются. При возникновении трудностей либо уклоняются, либо переключаются на что-то другое, новое вызывает у них стресс. Поэтому большинство упражнений мы разбиваем по фазам. Начинаем с простого, например, круговых движений кистью. Тренер кладёт свои руки на руки ребёнка и вместе с ним делает необходимые движения, чтобы подопечный запомнил механизм. Если это не получается, то мы начинаем просто двигать руками: вверх-вниз, вправо-влево. Постепенно ребёнок осваивает круговые движения.
– В любом виде спорта важна личность тренера, который может увлечь, повести за собой, поддержать в трудную минуту. Это особенно важно для детей с РАС. Что тренеру нужно знать о взаимодействии с ними?
– Таких ребят нужно уметь слушать. Для успеха тренировки важно демонстрировать заинтересованность в личности ребёнка. Вместе с тем необходимо, чтобы подопечные соблюдали дисциплину, и в этом тоже состоит задача тренера. Важно найти баланс между требовательным наставником и другом.
– Есть ли какие-то особенности взаимодействия с родителями детей?
– Наши тренировки длятся по 60 минут, из них 35 занимает разминка, общефизическая подготовка и специальная физическая подготовка. Иногда родители спрашивают, почему скалолазанию уделяется только 25 минут. Тренеру в этом случае важно подчеркнуть значимость физической подготовки – базы всех видов спорта, необходимого фундамента для максимально успешной тренировки. Поэтому мы не сразу лезем на скалодром, а сначала разминаемся, прыгаем на скакалке, делаем кувырки, отжимаемся, приседаем и так далее. Это хорошая физическая и психологическая подготовка перед пролазом.
– Физическая подготовка – это необходимый и важный элемент тренировки, но никто не застрахован от первоначальных неудач. Как поддержать в ребёнке спортивный азарт и боевой дух?
– Да, часто детям страшно лезть по стене, особенно там, где высоко. Для своих подопечных я придумала такую систему поощрения: за верхнюю зацепку я кладу наклейку с собакой и говорю, что собачка боится высоты, надо её спасти. И вдруг у ребёнка, который и двух перехватов не мог сделать, появляется прыть, и он лезет спасать собачку (улыбается).
Во время тренировки нужно хвалить детей, отмечать любые незначительные успехи, чтобы у них не угасало стремление двигаться дальше, достигать новых высот. Важны внимание и отдача тренера. На тренировках я стараюсь всегда быть в бодром расположении духа, нести позитивный посыл, подбадриваю детей.
– Как развивается адаптивное скалолазание в Петербурге?
– В нашем городе больше 11 скалодромов, но только в одном можно заниматься этим видом спорта, и только у одного тренера – Ольги (фамилия). Это непростая работа: дети с ОВЗ требуют больше эмоциональной энергии и физических сил, но, в то же время, это очень важная и нужная деятельность. Прежде чем ввести ребёнка в группу, Ольга индивидуально занимается с ним: приучает к дисциплине, обучает элементарным навыкам. После этих занятий дети готовы идти дальше, они умеют слушать и слышать тренера, а это важно для успеха обучения.
– Первоначальная подготовка не менее важна и для тренера?
– Да, за это время тренер привыкает к детям, понимает, как их можно заинтересовать скалолазанием, таким сложным в первое время. С покорением новой вершины ребятам всё больше нравится скалолазание. И они начинают лезть всё выше и выше.